Методика развития связной речи у старших дошкольников

Не все малыши умеют правильно выражать свои мысли ко дню поступления в школу. Им довольно трудно самостоятельно научиться этому, поэтому задачей взрослых является грамотно помочь своим детям. Обогащенная синонимами, описаниями, дополнениями речь в дошкольном возрасте – достаточно редкое явление. Тем временем возрастной период с 3 до 7 лет имеет важнейшее значение, поскольку именно в это время дети наиболее восприимчивы ко всему новому.

Речевая наука порой дается ребенку нелегко. У малышей бывают сбои в правильном произношении, запоминании или написании определенных звуков, букв. Специалисты говорят, что подобные отклонения со временем могут стать причиной отставания в умственном развитии. Для их своевременного обнаружения необходимо знать особенности развития речи детей дошкольного возраста.

Одни родители настолько заняты, что почти не обращают на это внимания, другие начинают паниковать даже из-за небольших речевых отклонений. Часто проблема заключается в том, что малыш проводит с ними недостаточно времени, все больше засиживаясь перед компьютером или телевизором. Родители не рассказывают ему сказок, интересных историй, не говоря уже о специальных упражнениях для развития речевых навыков. Тем временем наиболее интенсивное усваивание языка происходит именно в процессе подражания речи окружающих. В этом заключается причина недостаточной речевой развитости и возникновения ряда проблем при поступлении в школу.

Логопеды настоятельно советуют не подстраиваться под детскую речь и не коверкать слова и отдельные звуки при разговоре с ребенком, поскольку он учится именно у взрослых. «Сюсюкая» с детьми 2-4 летнего возраста, родители часто сами оказываются виноватыми в возникшей проблеме.

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста имеет свою специфику. Как правило, к 4 годам речь ребенка перестает быть простым детским лепетом – она довольно осознанна. Маленький человек владеет достаточным лексическим запасом, чтобы строить правильные фразы и даже говорить на отвлеченные темы.

Расширение диапазона

К 4 годам малыша начинают интересовать самые различные темы. Его речь уже не ограничена тем, что он видит непосредственно возле себя. Он старается говорить о самых разных вещах, но порой затрудняется в выражении своих мыслей или не может рассказывать об определенном событии из-за бедности словарного запаса.

Новые слова

Запоминая их, малыш пытается понять связь между сочетанием определенных звуков и предметом или явлением, который оно (данное сочетание) выражает. Часто дети сами придумывают новые слова и заменяют ими принятые обозначения. К примеру, вместо «лопатки» ребенок говорит «копатка», или заменяет «пластилин» словом «лепнин», что, по его мнению, более логично.

Усложнение предложений и изменение знакомых слов

При ответе на вопросы дети все чаще употребляют развернутые конструкции, употребляют прилагательные, причастия, наречия, используют множественное число существительных и глаголов. Правда, при этом они могут допускать ошибки. Например, вместо «много ручек» говорят «ручков» – по аналогии с другими словами («кот» – «котов», «дом» – «домов»). Характерны и ошибки типа «Я был в кине», поскольку малышу еще не объяснили, что слово «кино» не склоняется.


Ситуативная окраска рассказа

Дошкольнику не всегда удается понятно и связно рассказывать о событиях, своих чувствах, переживаниях, мыслях. Особенностью его речи является эмоциональная, ситуативная окрашенность. Используя простые распространенные предложения, малыш говорит о виденном в садике, на улице, в зоопарке, при этом просто захлебывается от эмоций, и понять его непросто. Для понимания услышанного родителям приходится задавать массу уточняющих вопросов. Для детей проблематично описание содержания картинки, они только называют изображенное на ней и дают краткие пояснения. Например: «Девочка играет», «Собачка спит» и т.д.

Феноменальная память

Теория развития речи детей дошкольного возраста утверждает, что в возрасте 4-5 лет практически все дети обладают отличной памятью. Это немало удивляет взрослых. Так, малыш может с легкостью запомнить длинную сказку со всеми деталями и часто поправляет маму или папу, когда те пытаются сократить сюжет и пропускают часть слов.

Коррекция произношения

Еще недавно дошкольник испытывал затруднения при произношении определенных звуков, но к 5-летнему возрасту все трудности в основном остаются позади. Большинству детей удается правильно выговаривать сложные звуки «з», «с», «х», «ы». Что касается шипящих ««ж», «ш», «ч», «щ»), то они вызывают определенные проблемы. Очень многие дети вынужденно произносят вместо них «з», «с». Например, «сагать» вместо «шагать», или «сцетка» вместо «щетка».

Новые части речи

Четырехлетний возраст – переломный момент в развитии дошкольника. Он прекрасно знает названия окружающих предметов и точно их выговаривает. Помимо существительных, с которыми дошкольник знакомится в первую очередь, его речь начинает обогащаться прилагательными, предлогами, наречиями, что помогает ему составлять небольшие диалоги и рассказывать об увиденном, используя простые распространенные предложения. Многие дети с легкостью пересказывают сказки, читают наизусть стихи.


Лексические импровизации

К пятилетнему возрасту дети дошкольного возраста уже имеют довольно солидный словарный запас. В соответствии с теорией развития речи, он составляет примерно 3000 слов. При этом маленький человек уже задумывается над тем, что он произносит и как, пытается заменить привычные названия другими словами. Такая детская особенность приводит к созданию забавных словечек и выражений. Например, вместо «я поел вермишель» малыш может сказать «я навермишелился» или вместо «я выспался» говорит «я отсонился». Появление таких веселых фраз связано с незнанием законов языка.

Быстрое развитие речи

В пятилетнем возрасте процесс речевого развития заметно ускоряется, что связано с интенсивным умственным развитием ребенка. Он самостоятельно характеризует знакомые предметы, подбирает подходящие по смыслу описательные прилагательные, наречия. Дошкольники умеют с точностью выражать мысли и порой используют весьма интересные образные выражения. К тому же дошкольник начинает более внимательно относиться к словам взрослых. Если он задает вопрос, то очень внимательно дослушивает ответ, а не отвлекается через несколько секунд, как прежде. Большинство детей к этому возрасту самостоятельно произносят небольшие монологи у уверенно употребляют однородные обстоятельства. Что касается умения последовательно и связанопересказать сказку, то у некоторых малышей возникают проблемы, и они нуждаются в помощи взрослых.

Развитый речевой слух

Изучая особенности развития речи детей дошкольного возраста, специалисты пришли к выводу, что многие дети способны различать на слух любой звук. Играя со взрослыми, они без труда называют слова, которые должны начинаться с заданного звука. Успешнее всего с таким заданием справляются подготовленные родителями или воспитателями дети. Высокоразвитый речевой слух вообще является особенностью 4-5-летних малышей. Они улавливают повышение и понижение тона взрослых, ускорение или замедление речи, ее выразительность и т.д. Родителям необходимо поддерживать этот аспект речевого развития. Например, можно предложить ребенку с выражением прочитать стихи, делать ударение на отдельных словах, выдерживать паузы.

Чистота речи

У пятилетних дошкольников уже отсутствует младенческое косноязычие, их речь более четкая и чистая. Отличная память и смекалка, достаточно богатый лексикон помогают высказываться намного понятнее. Помимо совершенствования описательных моментов, обогащается и эмоциональная сторона речи: рассказывая о чем-то, малыш старается высказать свое отношение к событию.

В качестве обобщения

Развитие речи – процесс весьма индивидуальный. Речевые навыки у детей вырабатываются разными темпами. Если одни правильно выстраивают фразы, то другие не умеют корректно произносить почти 50% алфавита и используют только односложные предложения. В обязанности взрослых входит уделять особое внимание отстающим малышам, предупреждать родителей о наличии проблем с речью и стараться вместе их решать.

Методика развития речи

Для развития связной речи у старших дошкольников применяются самые различные методы. Это специальные упражнения в игровой форме, направленные на развитие дикции, словарного запаса, выработку умения правильно строить диалог, подбирать интонацию, отвечать на вопросы. Их можно использовать и дома, и в детском саду

Упражнение 1 – описание картинки

Ее суть состоит в построении беседы вокруг картинки. Будет лучше, если это красочное сюжетное изображение. Упражнение можно выполнять при чтении книжки или собирании пазла, чтобы у ребенка не возникло ощущения нудного урока.

Дошколенка надо активно втянуть в игру «вопросы-ответы». Ему нужно задавать всевозможные вопросы: «Кто?», «С кем?», «Откуда?», «Куда?», «Зачем?» и т.д. Можно использовать вводные выражения типа «А ты как считаешь?», «Тебеприходилось такое видеть?»

Если ребенок испытывает затруднения с ответом, ему необходимо помочь. Можно для примера самому ответить на вопрос, помочь составить предложение, подсказывать слова.


Упражнение 2 – отгадывание загадок

Игра подходит для детей 3-7 лет. Она способствует разностороннему развитию детской речи, поскольку загадки содержат наиболее яркие признаки предметов в сжатой форме. Во время отгадывания загадок ребенок учится анализировать, обобщать, выделять самое главное, делать выводы. Упражнение развивает также образное мышление, обогащает словарный запас, помогает распознавать и понимать переносные значения слов.


Упражнение 3 – скороговорки, поговорки

Даже если у дошкольника есть проблемы с дикцией, произнесение скороговорок и поговорок будет ему очень полезно. Речевой аппарат ребенка пока работает недостаточно четко и скоординированно. Дети могут торопиться, при этом произносить слова нечетко, проглатывать окончания, другие говорят очень медленно и слишком растягивают слова. Идеального произношения от рождения не бывает – его необходимо выработать. Для этого прекрасно подходят веселые скороговорки и поучительные поговорки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *