Когда ребёнок начал ходить самостоятельно

Каждый родитель с нетерпением ждет момента, когда его малыш сделает первый шаг. Как правило, дети осваивают привычный для взрослых способ передвижения к первому году жизни, однако в силу индивидуальных особенностей ребенок может начать ходить чуть раньше (с 9 месяцев), либо позже (к полутора годам).

На готовность маленького человека сделать самостоятельные шаги влияет целый ряд факторов, к которым относятся наследственность, особенности темперамента, состояние опорно-двигательной системы, наличие или отсутствие травматического опыта, степень развитости мозговых структур. Так, неторопливые, толстячки могут достаточно долго довольствоваться имеющимся набором умений, предпочитая освоению сложных навыков привычное ползание на коленках, в то время как их непоседливые собратья успевают едва ли не в совершенстве овладеть искусством ходьбы. Именно поэтому на вопрос о том, когда ребенок начинает ходить, интересующий любого родителя, однозначного ответа нет.

Любые интенсивные негативные переживания, к которым относятся испуг, травма или болезнь, влияют на успешность освоения нового способа передвижения, затягивая и без того длительный процесс. Ходьба является сложно скоординированным действием, требующим умения сохранять равновесие и чувствовать собственное тело, поэтому ребенок должен овладеть множеством навыков, способствующих развитию необходимых мозговых структур, вестибулярного аппарата, мышц, костей и связок.

К семимесячному возрасту, малыш впервые обнаруживает, что может вставать на ножки, используя в качестве опоры стулья, перила кровати или мамины руки. Сделанное открытие настолько вдохновляет маленького исследователя, что совсем скоро он пробует отпускать одну руку, пытаясь дотянуться до игрушек (на это может уйти месяца полтора), и даже делать первые шаги, предусмотрительно придерживаясь за устойчивые поверхности.

Новое открытие, которое ждет малыша на пути освоения ходьбы – возможность садиться, сгибая колени. К этому моменту тело ребенка уже достаточно крепкое и движения скоординированы настолько, чтобы обойтись без поддержки, когда нужно наклониться за игрушкой либо присесть, а значит, очень скоро малыш будет готов сделать свои первые шаги.

Ходьба с опорой

Первые шаги ребенка родители видят еще задолго до года. Как только маленькие ручки достаточно укрепятся и малыш сможет подтягиваться ими за край кровати или манежа, он будет пытаться перебирать ножками. Обычно это происходит после 6 месяцев, когда кроха научится сидеть.

Долго ходить малыш еще не может, но первые неуверенные шаги с опорой очень важны для развития умения ходить самостоятельно. Так ребенок понимает, что с высота своего роста увидеть больше возможностей для познания окружающего мира. Постепенно укрепляются мышцы ног.



Второй этап обучения ходьбе начинается с овладением ползанием. Ползание требует координации движения рук и ног. Оно развивает нужные мышцы. Кроме того, ползком малыш может добраться до опоры – стенки или дивана. Тренировочные пробежки вдоль дивана или другой опоры помогают ему научиться владеть своим телом, разобраться, как нужно переставлять ножки.

Почему одни дети идут раньше, а другие позже

Не редко родители тревожно спрашивают, в каком возрасте малыш начинает ходить, потому, что сын или дочка соседки или знакомой уже ходят, а их ребенок еще нет. Но самостоятельная ходьба зависит от множества индивидуальных факторов:

  • Генетические предпосылки. Скорость созревания опорно-двигательного аппарата и мозговых двигательных центров наследственно обусловлены.
  • Особенностей конституции. Обычно, чем малыш упитаннее, тем он дольше раскачивается с ходьбой.
  • Мальчики более осторожны и осмотрительны, поэтому они начинают ходить несколько позже девочек.
  • Темперамент ребенка. Флегматики познают мир через созерцание, а холерикам нужно движение.
  • Характер малыша. Тревожные, мнительные детки дольше будут опасаться самостоятельной ходьбы из-за боязни упасть.

Особенности ходьбы грудничков

Первые шаги детей отличаются от ходьбы взрослого человека. Они еще неуверенные и недостаточно скоординированы. Поэтому родители должны позаботиться, чтобы в зоне потенциального падения ребенка не было острых, опасных и плохо стоящих тяжелых предметов.

Нормой можно считать следующие особенности ходьбы:

  • Тяжелая поступь без переката со стопы на носок.
  • Частые падения из-за того, что центр тяжести при ходьбе ребенок определяет постепенно.
  • Параллельная постановка стоп.

Природа защищает деток от первых падений. В этом возрасте кости эластичны и риск переломов минимальный, но он имеется. Малыш пока не умеет выставлять ручки или ножки при падении. Он падает плашмя, что не может быть полезным для головы.

Если ребенок очень активный и просто не может усидеть на месте, пытается ходить и много падает, посадите его в ходунки. Ходунки обезопасят от падений, уберегут малыша от лишних нагрузок на кости и помогут развиться нужным мышцам на ногах. Ходунки разрешаются с 9-10 месяцев. В 10-11 месяцев можно и нужно водить ребенка за ручку.

Самостоятельно ходить малыш начнет после того, как освоит хождение с опорой. Это может быть и ходьба за ручку или передвижение по дивану, держась за стенку. Сначала ребенок передвигается на маленькие расстояния: от кресла к дивану, от стенки к стенке. Потом набирается смелости и идет сам.

Почему ребенок не ходит

Сроки, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, без сторонней поддержки, индивидуальны. Известно, что мальчики обычно начинают ходить позже девочек, пухленькие детки – позже худых, а спокойные – позже любознательных непосед. Определенное значение, конечно же, имеет генетика: вероятнее всего, ребенок унаследует те темпы развития, что были у родителей.

Несмотря на индивидуальные особенности, родителям следует хотя бы примерно ориентироваться, когда ребенок начинает ходить самостоятельно. Ведь иногда позднее начало ходьбы может являться признаком каких-либо серьезных заболеваний:

  • Инфекционные болезни. Любая инфекция может оставлять после себя длительную слабость, вялость. Навряд ли малыш быстро пойдет после перенесенной болезни, даже если сроки уже «поджимают».
  • Аномалии развития скелета. Речь идет о разного рода дисплазиях, о рахите. Часто при дисплазиях детям накладывают гипсовую лонгету на длительный срок. Ясно, что в условиях неподвижной фиксации мышцы ног не могут полноценно развиваться, поэтому даже после снятия гипса ребенок встанет на ножки с опозданием.
  • Генетические болезни и болезни нервной системы. Синдром Дауна, детский церебральный паралич, амиотрофии и другие более редкие хромосомные болезни могут выявляться впервые именно около года – в возрасте, когда малыш должен самостоятельно встать и пойти, но не делает этого. Нарушения мышечного тонуса у детей также задерживают первые шаги, благо, дистонии неплохо поддаются лечению.

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, следите, чтобы его первые шаги были безопасными. Уберите из прямой доступности все режущие и колющие предметы, надежно зафиксируйте ручки шкафов. Не лишним будет добавить, что поверхность, по которой ходит малыш, должна быть чистой.

Стимулировать малыша скорее встать на ножки и пойти помогут нехитрые способы. Чаще выпускайте ребенка ползать по полу, при этом его любимые игрушки размещайте так, чтобы он мог дотянуться до них, только встав на ножки. Массаж и гимнастика помогают быстрее набрать мышечную силу, а значит, ребенку будет легче сделать первые шаги. По поводу ходунков и прочих удерживающих устройств для малышей спорят многие педиатры, высказывая диаметрально противоположные мнения. В большинстве случаев специальных приспособлений или внешних воздействий не требуется. Малыш от природы наделен любознательностью и поразительным желанием двигаться вперед. Его природная энергия — мощнейший стимул встать и идти, а вы можете поддержать старания крохи ласковыми словами.

Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *