Как пережить смерть: близкого человека или свою…

Смерть – большое событие и подготовка к умиранию полноценная часть бытия. Как пережить смерть? Пожалуй, это один из самых тяжёлых вопросов психологии. Смерть близкого – горе, собственная смерть – необъяснима. Один пациент неизлечимо больной говорил: «А дни летят, как будто птицы в теплые края, бывает в них и горя и беды. И только тот, кто в Бога искренне верит, не остудит душу в зимние вечера. И я, всегда, по-настоящему хотел бы, каких бы бед и горя не было, чтобы моя душа не обмелела, как всеми забытое источник». В нашей жизни нет неважных этапов, каждый этап богат по-своему. Но, когда наступает этап, когда мы приближаемся к воротам смерти, это всегда непросто и ох как трудно. Когда это в настоящее время нас не касается, нам не хочется об этом говорить, тем более думать.

Рано или поздно, все мы сталкиваемся со смертью близких, но, все мы по-разному учимся справляться с чувствами, которые нас окутывают и конфликтами которые мы испытываем. Как пережить смерть близких может ответить лишь тот, кто см с этим сталкивался.

Конечно очень сильно зависит отношение человека к умирающему — чем ближе человек, тем больше ощущение горя. С трудностями мы справляемся по-разному, это в свою очередь зависит от концепций, мировоззрения, жизненной философии, этики, морали и, в большей степени, от религиозных ценностей, которые мы познали[3, 16]. По мнению Ирвина Ялома, смерть — это наша судьба.

Желание жить и страх исчезнуть будут с нами всегда, этот страх инстинктивный, он встроен в нас на клеточном уровне и ощутимо воздействует на нашу жизнь[6]. Личный опыт потерь и случаев смерти, имеет большое значение в жизни, поэтому чрезвычайно важно в жизни прорабатывать потерю, за близким человеком. Каким сильным человеком вы бы не были, все же при потере близкого человека, тебя охватывает глубокое отчаяние и тоска, бессилие. Не менее больно когда мы находимся возле умирающего человека, очень трудно и иногда кажется, что не выносим.


Чувство вины

Когда же близкого человека не станет, часто бывает, что нас охватывает вина. Чего-то не сделали? Что-то не сказали? И другие мысли по этому поводу.

Вторая сторона касается ответственности, что мы должны сделать, что-то по другому, не выполнили а теперь чувствуем вину, в следствие чего не можем пережить смерть близкго  человека и отпустить память о нём.

Хотим искупить, освободиться от этого «груза», но как? Могли ли мы в эти моменты по-другому поступать? Если бы вы поступили по другому, как было бы? Подумать, мы ныряем в воду на глубину, на которую можем, чувствуем давление, напряжение, нам не хватает дыхания, выдерживаем сколько можем и выдыхаем.

Так же в тяжелых ситуациях, ныряем в омут своих эмоций на ту глубину, которую можем вынести, или же мы можем быть неэффективны. Именно таким образом защищается наша психика. Бывает, что с нами происходят просто странные вещи, которые трудно объяснить. Разные мысли, ассоциации овладевают нами и мы ведем себя необъяснимо.

Именно такие ощущения мы связываем с ощущением интуиции. Интуиция – то, что поэты называют языком сердца, вдохновение; на языке религии называется озарением, а в психологии известно как интуиция или интуитивное суждение. Интуиция связана с психологическими механизмами сновидения и представлений — процессов, которые также могут представлять собой формы переработки проблем и конфликтов[3,129]. Если взять коротко, то интуиция — это наш опыт. То есть, интуитивное знание является результатом сбора всей той информации (как словесной, так и чувственной, зрительной и т.д.), с которой вы сталкивались в течение всей своей жизни. Вы не помните, а подсознание помнит причинно-следственные связи всех явлений, с которыми вы когда-либо сталкивались. Знания всплывают из собственного подсознания, которое называется интуитивным.

Как поддержать близкого

Насколько могут отличаться люди между собой, насколько по-разному они могут реагировать, когда узнают, что время их жизни наглядно ограничено и смерть уже не далека. Некоторые могут вполне справляться с наступающим чувством страха, ярости и депрессии. Они могут со своим внутренним спокойствием прожить свои последние дни и недели. Другие неспособны справиться с этим [3]. При этом все без исключения нуждаются в присутствии близких, душевное общение для них важно — как «дыхание» .

Иногда, когда нечего сказать, необходимо просто побыть рядом. Ведь представить как им несказанно трудно и что они чувствуют мы не можем, все, что мы думаем, понимаем по этому поводу, это наши представления. Элизабет Кюблер-Росс в своей книге описывает, что больные воспринимают информацию по-разному, в зависимости от склада характера и образа жизни. Пациенты, для которых отрицание служит основной формой защиты, пользуются им гораздо чаще других.

С другой стороны, те, кто в прошлом привыкли открыто встречать тяжелые обстоятельства, обычно ведут себя так же и по отношению к угрозе смерти [1]. Им осознать и пережить надвигающееся событие как-будто даже проще. Носсрат Пезешкиан в Позитивной психотерапии рассматривает четыре качества жизни и четыре формы переработки конфликтов, выделяет четыре основные формы страхов и депрессий, которые могут приводить к четырех механизмов бегства » (в болезнь, в работу, в одиночество, в фантазии).


Конфликт и отрицание

Четыре формы переработки конфликта:

  • Тело: психосоматические нарушения, болезни, страхи.
  • Деятельность: загруженность работой, усталость, страх неудачи.
  • Контакты: социальная изоляция, социальные страхи, застенчивость, депрессия.
  • Фантазии: надежда – безнадежность, подавленные способности представлений, беспомощность и страхи.

Основные формы страхов: экзистенциальные страхи и безнадежность, социальные страхи и депрессии, страх неудачи и стресс, витальный страх и формы риска.

Каким бывает страх смерти?

Согласно четырем качествам жизни страх смерти имеет четыре измерения:

  • страх боли и страдания;
  • страх от потери профессии и самостоятельности;
  • страх от расставания с любимыми людьми, связан со страхом быть обузой семье и ее членам;
  • страх перед собственным будущим.

По мнению Элизабет Кюблер-Росс беседы показали, что все без исключения пациенты оставляли себе шанс на спасение и ни один из них не утверждал, что окончательно потерял желание жить[1].

Больные понимают свое состояние, иногда они готовы к смерти с другой рассказывают о том, что они как выйдут из больницы, то, реализуют важную для них деятельность. Это именно этот шанс на спасение. Искорка Надежды.

Проводив беседы с больными, важно слушать себя, принимать данную ситуацию, быть готовой к разной темы разговора. «Прошу вас, садитесь», это означает: «Сейчас!», Ведь завтра может быть уже поздно, об этом отмечает Кюблер-Росс[1].

Мыслить позитивно

В более длительной терапии больных важно использовать модель Позитивной психотерапии:

Дистанцирование – позволяет отдалиться от своего состояния, заболевания. Важно применять техники: метафор, притч, положительной ре-интерпретации, рисование своих страхов, чувств, работа с телесными ощущениями, использование творческого подхода. Это позволяет переключить их внимание, рассказать о своей боли, ведь как говорят «разделенное горе в, пол горя».

Иногда важно просто присутствие, это их успокаивает. Инвентаризация — исследование сфер переработки конфликтов, три стадии взаимодействия (привязанность, дифференциация, отделение). Исследование Актуальных способностей, которые формируются в процессе индивидуального развития личности.


Что помогает пережить смерть?

В работе пришлось слышать высказывания о нежелании жить, но их взгляды не совпадали с данным положением в котором они находились. От невозможности справиться с данной ситуацией, от внутреннего напряжения терялся смысл их жизни. В таких ситуациях важно найти «крючок» смысла, который даст возможность, определенную опору держаться на данном этапе жизни.

Ситуативное ободрение – на этой стадии поддержка сильных сторон, акцент и поиск важных сделанных дел, событий, это придает ощущение более удовлетворенности жизнью. Использование транскультурного подхода.

Вербализация – понимать ответственность за свою жизнь, метафоры, техники, преимущественно арт-терапевтические, использования творчества. Расширение целей – что важно, сделать, сказать на данный момент, поможет сделать это.

Расширение целей – что важно, сделать, сказать на данный момент, поможет сделать это.

Какой может быть реакция?

Н. Пезешкиан выделяет четыре реакции на горе, четыре способа переработки конфликта, которые перетекают одна в другую.

  1. Фаза отрицания. Смертельно больные отрицают тяжесть заболевания.
  2. Ярость и злость. Почему я?
  3. Замкнутость и чувство вины. Развитие депрессии. Сильное горе.
  4. Тоска по вещам, которые сделал, нет, тоска по семье т.и.

Сторонний взгляд на принятие смерти

Элизабет Кюблер-Росс выделяет пять этапов в восприятии смерти во время развития смертельных заболеваний.

Первый этап: отрицание и изоляция. «Нет, только не я, не может быть!» Отрицание чаще всего является временной формой защиты и вскоре сменяется частичным смирением.

Второй этап: гнев. «Неправда, со мной такого случиться не может» Но позже, когда человек наконец понимает: «Да, ошибки нет, это действительно так», у него возникает другая реакция. К счастью или к сожалению, далеко не все больные способны до самого конца цепляться за выдуманный мир, в котором они остаются здоровыми и счастливыми. Третий этап: торговля.

Третий этап, когда пациент пытается договориться с болезнью, не так хорошо известен, но, тем не менее, очень полезен для больного, хотя длится совсем недолго. Если на первом этапе мы не могли открыто признать печальные факты, а на втором чувствовали обиду на окружающих и на Бога, то, возможно, нам удастся прийти к некоему соглашению, которое отсрочит неизбежное. «Если Господь пожелал забрать меня отсюда и не откликнулся на мое возмущение, то, возможно, Он с большей благосклонностью воспримет ласковые уговоры ».

Четвертый этап: депрессия. Когда обреченный пациент уже не может отрицать свою болезнь, когда ему приходится идти на очередную операцию или госпитализацию, когда проявляются новые симптомы недуга, а больной слабеет и теряет вес, небрежной улыбкой грустные мысли уже не отбросишь. Оцепенение, раздражительность и обиды вскоре сменяются ощущением огромной потери – неизменного спутника того, что придётся пережить смерть. Депрессия является средством подготовки к неминуемой потере всего любимого и ценного. Не стоит предлагать ему видеть во всем светлую сторону, ведь это, по сути, означает, что он не должен думать о будущей смерти. Позволить ему выразить свою скорбь, он с меньшими усилиями найдет окончательную смирение.

Пятый этап: смирение. Больной перестал оплакивать неминуемую утрату любимых людей и вещей и теперь начинает размышлять о грядущей смерти с определенной долей спокойного ожидания. Больной ощущает усталость и, в большинстве случаев, физическую слабость. Кроме того, у него появляется потребность в дремоте, частом сне через короткие интервалы времени. Конечно, это указывает на то, что сопротивление начал ослабевать, но даже капитуляция сама по себе — это еще не смирение.

Оно почти лишено чувств, как будто боль ушла, борьба закончена и наступает время «последней передышки перед дальней дорогой». 


Сообщать больному его диагноз?

Больной, так или иначе, все поймет, намеками станут изменения в отношении со стороны других, подчеркнутая внимательность, пониженный тон голоса и отведенный в сторону взгляд. Если врач или член семьи не может сообщить больному правду о его состоянии, пациент будет делать вид, будто ничего не подозревает. Он очень обрадуется встрече с человеком, который готов его выслушать, но ни к чему не принуждает, позволяя больному прикрываться своими щитами до тех пор, пока он сам того хочет[1].

В нашей жизни знать и чувствовать – разные вещи. Наша жизнь состоит из наших представлений о нем, то, что важно и имеет место в нашей жизни, когда случается горе, смерть близкого человека, тяжелая болезнь, мы ощущаем глубокую тоску, отчаяние, бессилие. Другие вещи отодвигаются на задний план.

Важно, чтобы в этот период времени, когда требуется пережить понимание надвигающегося конца – смерти, рядом находился человек, который бы поддержал, побыл рядом. Профессиональная помощь в таких ситуациях не менее важна. В данной теме изложены мои мысли относительно работы в трудных жизненных ситуациях, а также эффективное применение методов и техник Позитивной психотерапии в работе с терминально больными. Говорят, «сытый голодного не поймет», наверное, так, ведь прожить — получить опыт, «стоит дорого, но самый лучший учитель».

Литература:

Кюблер-Росс Элизабет. О смерти и умирании.  Издательство: «София» 2001 г.

Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007.

Носсрат П. Все хотят на небо, но никто не хочет умирать. Журнал «Позитум Украина» № 5, 2013.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семя как психотерапевт — М.: Март. 1996 – 336 с.

Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти / Ирвин Ялом; [пер. с англ. А. Петренко]. — М.: Эксмо, 2009. — 352 с.

Ялом И. Екзистенциальная психотерапия/ Ирвин Ялом; [пер. анг. Т.С.Драбкиной].- М.: «Класс», 1999.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *